СОГЛАСОВАНО                                               УТВЕРЖДАЮ

Начальник                                                         Директор МОУ СОШ №9

Управления образования                                        с углублённым изучением

г. Таганрога                                                              английского языка

___________ О.В. Шевченко                                     ___________С.М. Корешкова              

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

развития муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы №9

с углублённым изучением английского языка

на 2010 – 2015 годы.

 

 

 

 

                                                                          

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

 

                                                                     Принята на совместном заседании

                                                                     Педагогического совета

                                                                     и Родительского комитета

                                                                     (протокол от 30.08.2010г. №1)

 

 

 

 

 

 

Таганрог – 2010

 

 

 

 

 

Программа развития МОУ СОШ №9

с углубленным изучением английского языка

г. Таганрога

на 2009 – 2014 г.г.

 

Тема: «Образовательное пространство - национальная жизнь, наполненная социальными смыслами, возведенная в формат диалога высоких культур»

 

Введение: актуальность, назначение и цель разработки программы

 

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2009 г. Д.А. Медведев после оценки событий текущего года сразу же перешел к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Он выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, – Конституцию страны и общеобразовательную школу. Общеобразовательная школа призвана консолидировать нацию, сплотить ее на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов, «создать гражданина» и воспитать патриота, раскрыть способности и таланты молодых россиян, «подготовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».

МОУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка - гуманитарное образовательное учреждение, реализующие гуманистические идеи, т.е. обеспечивающее формирование широко образованного, интеллектуально развитого человека, адекватно воспринимающего окружающий мир, способного противостоять догмам и предрассудкам. В основу школьного образования наряду с другими принципами заложены такие принципы, как гуманистичность и гуманитаризация, которые предполагают воспитание и обучение учащихся на лучших образцах мировой культуры в целом, формирование у них потребностей в познании материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Заявление о школе как о гуманитарном образовательном учреждении не означает, что в учебном плане преобладают гуманитарные дисциплины в ущерб фундаментальным (физике, химии, математике). Напротив,  мы отказались от механического деления учебных дисциплин на гуманитарные и негуманитарные, т.к. все предметы, в том числе и естественно-математического цикла, составляют часть общечеловеческой культуры и при надлежащем их преподавании могут выполнять гуманитарные функции.

Концепция развития МОУ СОШ №9  с углубленным изучением английского языка «Образовательное пространство - национальная жизнь, наполненная социальными смыслами, возведенная в формат диалога высоких культур» основана на использовании системного подхода к ученику. При этом личность учителя занимает существенного место, поскольку осуществить поставленные задачи сможет лишь личность, принявшая гуманистические ценности и способная реализовать их в своей педагогической деятельности.

 

 

Аналитическая справка

 

Эффективность развития МОУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка подтверждается рядом факторов, среди которых одним из важнейших является формирование нового содержания образования. Учебный план школы разработан на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2007 г. с учетом приоритетных направлений образовательной политики школы. С целью удовлетворения разнообразных образовательных потребностей школьников и их родителей, учебным планом предусмотрено:

-       углубленное изучение английского языка ведется по программе для образовательных учреждений МО РФ «Английский язык.  Школа с углубленным изучением иностранных языков» Сафоновой В.В.; УМК Верещагиной И.Н. (1 – 4 класс), Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. (5 – 11 класс);

-       изучение французского языка в качестве второго  иностранного языка в 5х – 9х классах;

-       преподавание ряда предметов в виде дополнительных курсов на английском языке в 7х – 9х  и  10х – 11х  классах;

-       изучение литературы на  I и  II ступенях обучения;

-       изучение обществознания на II ступени обучения (7 класс);

-       изучение алгебры, истории, географии, информатики и ИКТ, физики на III ступени обучения;

-       изучение русского языка, ОБЖ  на II и III ступенях  обучения.

На третьей ступени обучения английский язык изучается на профильном уровне, французский язык изучается как второй иностранный язык, что позволяет обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации.

Учебный план обеспечен программами:

·        типовыми;

·        рабочими.

Учебные программы полностью соответствуют требованиям минимума содержания образования по предмету. Реализация учебных программ осуществляется на основе  УМК, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учителю предоставляется право на творческое самовыражение, выбор форм и методов обучения и воспитания, на авторство учебных планов и программ. Позитивная динамика образовательного процесса объясняется умением учителей учитывать индивидуальные особенности учащихся, создавать комфортный микроклимат, развивать познавательную активность учащихся. Учителя владеют методами и средствами педагогической диагностики, методами, обеспечивающими вариативность образовательного пространства. (Приложение №1 « Итоговая успеваемость учащихся школы за последние три года».

Общий стиль школы и ее жизнеутверждающий тон способствуют созданию оптимальных условий для саморазвития и самореализации личности ребенка. (Приложение №2 – «Результаты участия школы в эксперименте по проведению  ЕГЭ», Приложение №3 – «Социализация выпускников»)

Данные об активном участии старшеклассников в общественных, творческих организациях, могут также служить объективными подтверждениями их гражданской зрелости. (Приложение №4 – «Связь с социумом»)

Достижению таких результатов способствует формирование нового содержания образования, в том числе создание программ, разработка и реализация новых педагогических технологий, создание методик и систем развития детей и подростков. Так, Методическим Советом школы за последние 5 лет утверждены программы, поддерживающие: интегративные и исследовательские методы обучения; технологии построения учебного процесса на диалоговой основе; технология коммуникативного обучения;  функциональная технология, блочно-модульное обучение; технология проектной деятельности; развивающие технологии; функциональная развивающая технология; исследовательские технологии; интерактивные формы обучения

Реализуется программа художественно-эстетического воспитания и образования детей, в соответствии с  которой работают  драматический кружок «Звездочки» (руководитель – учитель русского языка и литературы Шильченко В.М.); вокальный кружок «Юность» (руководитель – учитель музыки Тимакова Г.Ю.); вокальный кружок «Дружба» (руководитель – учитель музыки Тимакова Г.Ю.).

 Развитию воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей духовное, нравственное, физическое развитие и социализацию школьников, адаптацию образовательного учреждения к изменениям,  способствует творческое исследовательское общество «TEMPUS» - добровольное творческое объединение учащихся и педагогов, стремящихся совместными усилиями совершенствоваться в определенной области знания, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской работы.  В рамках  этого общества работают творческие лаборатории, охватывающие интересы обучающихся разных областей знаний:  

·      «Лингвист», целью которой является вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность лингвистического содержания (руководитель – учитель английского языка Бакулев А.В.);

·      «Гражданин» – лаборатория,  нацеленная на формирование основ правовой, политической, экономической и нравственной культуры (руководитель – учитель истории и обществознания Глушкова Л.В.);

·      «Факториал», целью деятельности которой является расширение кругозора обучающихся, содействие целенаправленному выбору профессии, развитие желания самостоятельно приобретать знания и применять их на практике (руководитель – учитель математики Глушкова О.Б.);

·      «Юный филолог», программа которой нацелена на развитие способности к конструктивному и содержательному общению;  любви к словесному творчеству; интереса к общественной жизни, умения наблюдать и анализировать жизненно значимые явления (руководитель – учитель русского языка и литературы Чипко Л.Е.);

·      «Краевед», целью работы  которой является формирование у обучающихся целостного, неповторимого образа территории Донского края; развитие широких практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни (руководитель – учитель географии Черникова Т.С.)

·            «Франкомания», направленная на развитие навыков функционального изучения французского языка и знакомство с культурой Франции (руководитель – учитель французского языка Бровченко И.В.);

·      «Кибернетик», программа которой позволяет приобрести необходимые навыки для успешной организации проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (руководитель – учитель информатики Сивцова И.Г.);

·      «Я и мир» - творческая лаборатория юных психологов - научит:
понимать природу своего внутреннего мира, свои мысли, чувства, ощущения; присваивать себе ответственность за них и исходя из этого умения взаимодействовать с внешним миром (руководитель – педагог-психолог Бондаренко Н.Н.)

Положительные результаты подтверждаются в процессе мониторинга творческой и социальной активности обучающихся в МОУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка (Приложение№5 «ТВОРЧЕСКАЯ  И СОЦИАЛЬНАЯ  АКТИВНОСТЬ»).

 Средством формирования интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в учреждении повышенного уровня гуманитарного образования стала  экспериментальная работа по теме «Выбор индивидуальной траектории развития как создание образовательного пространства, ориентированного на формирование нравственной личности, способной к развитию, самоопределению и самореализации» - Приказ  Гор УО от 30 декабря 2005г.  №1139 (Приложение №6 – Схема тьюторства).

Важным условием для эффективной и результативной деятельности всех участников образовательного процесса стали меры по развитию педагогического коллектива (Приложение №7 – Уровень квалификации педагогов).

Система внутришкольного управления направлена на достижение реализуемых целей, поставленных перед школой.

Обновление внутришкольного управления  достигается:

1       интенсивной психологизацией процесса управления, создающей атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена коллектива;

2       информатизацией процесса управления;

3       реализацией горизонтальной системы профессионального сотрудничества, в основе которой лежит коллективный стиль управления, учитывающий личностные качества каждого человека и личностно – ориентированный подход к его деятельности по достижению максимальных результатов;

4       создание психологического комфорта для всех участников учебно-воспитательного процесса;

5       развитием общественного характера  управления через Совет школьного самоуправления, Совет профилактики правонарушений, Родительский комитет школы, Совет по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете. (Приложение №8. 9. –Структура самоуправления. Структура педагогического менеджмента.)

Администрация  делегирует полномочия и создает условия для широкого участия коллектива в управлении организацией по всему функционально – управленческому циклу. В процессе делегирования осуществляется передача функций, обязанностей, прав, ответственности в рамках поставленной задачи. Особую роль в системе внутришкольного управления играет методическая служба, которая анализирует  учебно–методическое обеспечение по всем образовательным областям, принимает участие в определении уровня педагогического мастерства учителя, создает банк методических идей и  измерителей по предмету. (Приложение № 10 – Схема МО). Весомым отражением деятельности методической службы является участие педагогов школы в профессиональных конкурсах. Созданы условия для повышения квалификации.

Воспитательная система школы продумана в соответствии с комплексом целей школы, деятельности по их реализации, отношений, порождаемых данной деятельностью и субъекта воспитания. Цель и результат воспитательной деятельности – личность, развивающаяся и само реализующаяся в гармонии с самим собой и обществом. Разработана и реализуется  система вхождения школьника в социум, работают развивающие и оздоровительные кружки и секции.

Одним из главных условий повышения качества общего образования является оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, поэтому проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся  уделяется значительное внимание: 

- определены направления психологической службы: психологическое просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, консультирование;

- введена система мониторинга заболеваемости обучающихся;

- осуществляются мероприятия по профилактике заболеваемости  и систематический контроль за состоянием здоровья обучающихся;

- усовершенствовано оснащение медицинского кабинета;

- расширены формы деятельности по пропаганде здорового образа жизни и здорового питания школьников;

-  внедряются здоровьесберегающие образовательные технологии;

- проводятся летние оздоровительные кампании. (Приложение № 11. Летний оздоровительный лагерь)

Положительному отношению к школе со стороны социально окружающей среды способствует формирование условий безопасности в школе:

·        Повышение уровня их материально-технического обеспечения:

- установка и обслуживание КТС;

- установка АПС и голосового оповещения.

·        Сотрудничество с органами Роспотребнадзора, Госпожнадзора, инспекцией по охране труда.

·         Капитальный ремонт и переоснащение буфета.

·         Регулярное  проведение практических мероприятий по обучению обучающихся и педагогов действиям при ЧС.

·         Проведение капитального ремонта школы (здания литера «А» и «Д»).

Практико-ориентированное исследование своих реальных и потенциальных возможностей, достигнутых и прогнозируемых школой результатов, состояния и  динамики ожиданий потребителей образовательных услуг, механизмов совершенствования организационной культуры как системного качества нашего образовательного учреждения позволил выделить актуальные противоречия между:

Ø Освоением школьниками фундаментальных основ национальной и мировой культуры и их несовпадением с привычными для них эмпирическим познанием;

Ø Отказом от прежнего понимания результата и качества образования с ориентацией на ЗУНы и недостаточностью условий для гуманистического, личностно-ориентированного подхода к обучению, развитию и воспитанию учащихся;

Ø Стремлением к новому качеству образования,  наличием развивающей среды, внедрением компетентностного подхода, формирования ключевых компетенций и недостаточной разработкой программ «настройки» креативности обучающихся;

Ø Принятие школьниками самостоятельных социальных ролей и недостаточного личного пространства переоценки себя;  Постановкой проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на федеральном уровне и отсутствием и отсутствием специальных программ нравственного воспитания;

Ø  Гуманитаризацией современного общего образования, заключающейся в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию, пониманию других людей и их сообществ и отсутствием условий для превращения гуманитарных аспектов образования в его фундамент, создания условий для формирования саморазвивающейся личности, способной к самореализации в различных сферах жизнедеятельности;

Ø Пониманием в проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесса образования не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесса развития личности, формирования духовно-нравственной, социальной и семейной культуры и отсутствием  определения результатов воспитания, выраженных в терминах ключевых воспитательных задач;

Ø  Демократизацией образовательного процесса и традицией бюрократического подхода к качеству обучения и/или воспитания учащихся, при которой его определение проводится на осно­ве формализованных параметров требуемой отчетности;

Ø  Наличие дискретно - дисциплинарной дидактической системы и ее неспособность формирования у учащихся системного понимания окружающего мира, т.к. их знания, почерпнутые из различных дисциплин, остаются разрозненными, не складываясь в единую картину мира.

 

Осмысление данных противоречий позволило педагогическому коллективу МОУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка выделить приоритетные аспекты дальнейшей деятельности, связанные единой целью, общими формами организации и управления, что и определяет системность подхода.

Системный подход позволил нам выделить следующие аспекты: 

·         Содержательный аспект предполагает:

Ø создание целостной открытой социально-педагогической системы образования, которая обеспечивает реализацию следующих идей:

- идеи развития личности ученика, педагога, других участников образовательного процесса;

- идеи творчества, при которой творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающей ее вхождение в мир и формирование способа сосуществования в современном мире.

- идеи сотрудничества, основанных на гуманитарных отношениях детей и взрослых;

- идеи выбора и ответственности, которая реализуется посредством представления ученику возможности выбора характеристик своего образовательного маршрута;

- идеи открытости, при которой школа становится открытой для широких социальных связей, где значительную роль будет иметь полученное языковое образование.

Ø Разработку современного содержания образования:

      - на уровне отдельного учебного курса,

      - в виде “сквозной” составляющей, интегрированной во все

      школьные предметы; профильное образование; дополнительное 

      образование; воспитательную систему. 

·       Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий по развитию личности для разных возрастных групп детей, подростков, молодежи и педагогов.

·         Институциональный аспект системного подхода предполагает одновременное включение гуманитарной компоненты в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, школы и общественных организаций. Мы выделяем приоритетную важность включения гуманитарной духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание. Проблему преодоления духовно-нравственного кризиса общества невозможно решить без осуществления комплексного культурно-просветительного влияния на семью. Семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребенка, используемой им затем в качестве инструмента освоения социальной среды. Комплекс мер социально-культурного, медико-педагогического и духовно-нравственного сопровождения семьи на разных этапах ее развития поможет возвращению семье функции воспитания детей.

·        Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по повышению квалификации управленцев и практических работников образовательного учреждения, по реализации программы развития, по развитию личности.

·        Организационный аспект - выстраивание системы духовно-нравственного воспитания в рамках регионального компонента образования. Участие в реализации комплексной региональной программы по духовно-нравственному воспитанию на базе Южно-российского научно-образовательного центра ЮФУ «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи».

·         Экономический аспект системного подхода дает возможность изыскания средств на реализацию программы развития из различных источников, включая федеральный и региональные бюджет, а также иные источники финансирования: в первую очередь – целевые фонды проекта «Ассоциированная школа ЮНЕСКО: образование в интересах устойчивого будущего», а также - спонсорские средства.

·        Управленческий аспект позволит включить в процесс реализации программы все существующие структуры (социальные и институциональные) и обеспечить новые формы организации их взаимодействия.

Методологический подход позволил расширить взгляд на понятия «духовность» «нравственность», «креативность», «толерантность» как критериев восприятия мира и  основы нашей модели дальнейшего развития. Осмысляя их многоаспектность, мы отталкиваемся от того, что создание в условиях языкового образования в школе целевого поискового и развивающего пространства позволит каждому субъекту образования почувствовать себя как свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личностью, так и личностью, наполненной социальными смыслами: коллективизм, патриотизм и служение Отечеству. Школа имеет солидарную устремленность в будущее, нацеленность на достижение нового общественного состояния, готовит учащихся к участию в общественно-политической жизни страны, мира, воспитывает жизненную активность, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Мы принимаем современную формулировку «Креативность – это не единичная способность, а комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общая жизненная позиция человека».

Главными проявлениями креативности являются возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату и возможность создавать что-либо, обладающее новизной и ори­гинальностью.

Поле для проявления креативности — это не только виды дея­тельности, традиционно относимые к творческим (рисование, иг­ра на сцене и т. п.), но любые жизненные ситуации, в которых присутствуют новизна и неопределенность. Она не сводится ни к какому-то единич­ному психологическому качеству, ни к специальным творческим способностям (художественным, музыкальным и т. п.). Креативность неспецифична, она не является жестко связанной с конкретными видами деятельности, а может активизироваться в самых разных ситуациях. Креативность в той или иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным психологическим качеством, «печатью гения». Конечно, степень ее выраженности может существенно различаться, однако у большинства людей она вполне достаточна для того, чтобы творчески подходить к решению жизненных про­блем. Если этого не происходит, то проблема обычно не в отсутст­вии творческих способностей, а в их недостаточной «настройке», неумении ими пользоваться.

Креативность управляема и развиваема — ее можно активизиро­вать и тренировать, в том числе и посредством языковой подготовки. Это не только соответствие подготовки выпускника общеобразовательного учреждения требованиям образовательного стандарта как обязательной государственной нормы, но и уровень развития ключевых компетенций (как переход от знака к мысли), овладения обучающимися способами и методами интерпретации полученных знаний, реконструкции схем познания. Главным условием управления развитием креативности  является гуманитаризация образования. Сущность гуманитарного образования, которое предоставляет наше муниципальное образовательное учреждения средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением английского языка заключается в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию, саморазвитию, пониманию других людей и их сообществ. К таким аспектам культуры относятся: совокупность отношений людей к природе, между собой, к самим себе; система социальных норм и учреждений, духовные ценности; продукты духовного труда в сфере языка, искусства, общественных наук. Достижение учащимися тех уровней образованности, которые создадут основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самореализации в различных сферах жизнедеятельности создает основу для нравственного воспитания. Ведь именно школа является тем местом, где впервые  накладываются друг на друга два начала - современной культуры и социального самоопределения личности. Поток культурных ценностей «вливается» в ситуацию смены социальных ролей, переживаемой школьником впервые и открывающей для него возможности их сознательного усвоения. Дальнейший процесс жизнедеятельности будет дополнять, расширять, менять конфигурацию, перечень и содержательную насыщенность ценностей в душе человека, но ее основа останется в целом такой, какой она была сформирована (или не сформирована) в школьные годы.

Технологический подход к созданию эффективной модели позволил выделить пять направлений:

1.   Учебная деятельность - задачи создания пространства творческого развития личности должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент идентичности, нравственности, толерантности, творчества. Со стороны учебного процесса ключевые задачи раскрываются в межпредметных связях. Чем их больше и чем более «отдаленные» учебные предметы удается сблизить посредством общих значений и смыслов, тем больший педагогический эффект возможен при решении задачи приобретения универсальной компетенции, условно названной нами «CIMET» - (творчество – Creativity, идентичность - Identity, нравственность - Morality, образование - Education, толерантность – Tolerance). С целью расширения содержательной, междисциплинарной основы образовательных программ в дополнение к существующим учебникам возможна разработка специальных учебных материалов, раскрывающих те или иные ценности с учетом национальных, региональных, международных особенностей образования, интересов детей и позиции родителей;

2.   Внеурочная деятельность - базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., а также в деятельности кружков, секций, клубов;

3.   Внешкольная деятельность - организуется в пределах целостного воспитательного пространства. Они позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план социально значимой деятельности;

4.   Семейное воспитание - управление содержанием, формами и последовательностью родительской деятельности по своему нравственному воспитанию школьников, интеграция воспитания в школе и воспитания в семье для образования целостного пространства духовно-нравственного развития. Организационная и содержательная синхронизация процессов школьного и семейного воспитания. Создание системы творческих семейных заданий, которые актуализируют социальный опыт родителей, историю их жизни, позиции по различным вопросам духовности, нравственности, человеческих отношений. Благодаря творческим семейным заданиям, полученным от педагога, дети занимают активную позицию по отношению к своим родителям и прародителям;

 5.  Изучение национальных и мировых культурологических основ - Приобщение к культурологическим и историческим основам рассматривается  нами как важный дополнительный вариативный компонент общих программ воспитания школьников и основным компонентом предпрофильной подготовки, использование возможностей вариативной части для:

-углубленного усвоения школьниками базовой системы ценностей на материале национальной, региональной и международных культур;

-расширения общенациональной системы ценностей в процессах духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся через диалог культур, духовных и культурно-исторических традиций народов мира;

-удовлетворения индивидуальных воспитательных потребностей, социально-культурных запросов учащихся и их родителей, а также территориальных сообществ, соответствующих местонахождению образовательного учреждения.

Характер управленческой деятельности по реализации данной концепции состоит в том, что школьник не только учится, а, прежде всего, воспитывается для жизни и самой жизнью. Обучение следует рассматривать как важнейший компонент воспитания школьника, обеспечения процессов становления его человечности. Для этого образовательный процесс сам должен быть частью жизни, возведенной в формат диалога высоких культур и адаптированной к школьному возрасту. Чтобы стать гражданином обучающийся в школе должен перестать быть только обучающимся, должен стать человеком, личностью в коллективе, в обществе. Его интеллектуальная культура – тот необходимый  компонент гражданственности, который открывает перед ним возможности творческой, социальной самореализации во благо других людей, своего Отчества, активного участия в процессах модернизации общества во имя процветания своей страны. 

Нет другого способа стать человеком, кроме одного, – быть им. Образование в средней школе – это не отдельная педагогическая задача и не особая воспитательная программа. Это сама школа, открытая для настоящей жизни ребенка и открывающая перед ним жизнь в ее прошлом, настоящем и будущем. Поэтому миссия школы - создать человекообразующую среду в условиях языкового образования, придав ей нравственное измерение, способствующее максимальной самореализации каждого школьника.

  Разрабатываемая программа развития МОУ МОШ № 9 с углубленным изучением английского языка развивает и адаптирует следующие концептуальные идеи:

– идея интеграции образования, которая позволяет осуществлять проектирование и программно-методическую разработку образовательных систем более высокого класса (Н.С. Антонов, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, B.C. Данюшенков, В.Н. Максимова, М.И Махмутов, X. Сантулов, А.Д. Урсул, Г.Ф. Федорец, М.Г. Чепиков и др.);

– принципы гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, составляющий ядро интегративного подхода (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинский, КД. Ушинский, СТ. Шацкий, Абрамова Н.К., Асмолов А. Белозерцев Е.П., Берг К., Бермус А.Г.,  Бестужев-Лада И., Бикметов Е.Ю. , Болохов В.А. , Котова И.Б.,   Садовничий В., Сериков В. , Слободчиков В., Смолин О. , Шиянов Е.Н и др.);

– личностно-ориентированный подход  к организации педагогического процесса как основа для создания интегративных учебных планов и программ (Е.В. Бондаревская, П.С. Выготский, В.В. Давыдов. А.Н. Леонтьев, Т.В. Машарова: Л.И. Новикова, Д.В. Петровский, М.И.Рожков, В.В. Репкин, В.В. Сериков Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин. И.С. Якиманская и др.);

- создание инновационных образовательных технологий (Бережнова Е.В., Кларин М.В., Новикова Л.И., Кулешова И.В., Григорьев Д.В., Прозументова Г.Н., Зоткин А.О., Розин В., Симонов В.П.,  Фомичева И.Г.,  Шанин Р.А., Шилова Л.Н.

  Цели и задачи программы развития школы

Цель:

Формирование модели управления пространством нравственного, творческого развития личности в условиях гуманитарного образовательного учреждения, которое учитывает интересы заказчиков образовательных услуг и преодолевает противоречия, позволяет создавать вектор согласованного направления собственного развития с учетом долгосрочной программы эффективного регионального управления системой образования.

 

Задачи:

Ø Вовлечь в информационный обмен все сферы и направления деятельности, осуществляемой в рамках образовательного учреждения;

Ø  Качественное преобразование системы управления пространством творческого развития личности с учетом фактора интерактивного взаимодействия и согласованной адаптации образовательных систем во всех сферах информационного обмена и на всех уровнях образовательного учреждения;

Ø  Оценка сильных и слабых сторон участников проекта  с точки зрения квалификации, профессиональной компетенции, ценностных ориентаций;

Ø  Разработка и внедрение нового содержания образования в школе: разработка авторских образовательных модулей, технологий, обеспечивающих личностное развитие обучающихся;

Ø  Совершенствование организационных факторов, влияющих на эффективность программы;

Ø  Обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам всех субъектов образовательного процесса;

Ø  Включение социокультурных структур в систему образования;

Ø  Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса (материально-технического, кадрового, научно-методического).

 

 

 

Деятельность в рамках программы развития

  1. Достижение современного качества образования:

 

Направления

Мероприятия

Формирование нового  содержания образования

 

v Проектирование школьной системы управления как совокупности процедур преобразующей и созидательной деятельности по формированию нового содержания образования:

-       планирование;

-       определение основных этапов реализации;

-       развитие ресурсной базы:

o    модернизация авторских образовательных программ: создание электронных пособий, компьютерных версий контрольно-измерительных материалов;

o    создание программ, обеспечивающих  преемственность в достижении нового качества образования начиная с первой ступени обучения;

o    создание сквозных программам обучения (начальное образование – основная школа – старшая школа);

-       ­соотнесение содержания образования с концепцией развития креативности.

Мониторинг изучения  влияния Программы на развитие школы как социального института и на изменение  социально-психологического портрета ученика.

Разработка и реализация новых  педагогических технологий

v Реализация технологий:

-         организации исследовательской деятельности учащихся;

-       здоровьесбережения;

-       информационных.

v      Разработка:

-       электронных мультимедийных модулей в предметах гуманитарного цикла, направленных на решение следующих задач:

o   развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданное ассоциации;

o   формирование навыков командной творческой работы.

v Определение влияния различных технологий на здоровье детей и выявление здоровьесберегающих средств и методов для внедрения новых модулей.

Определение и применение интерактивных методик обучения (элементы технологии критического мышления, использование активных форм работы: деловые игры, тренинги, мозговой штурм, групповая работа).

Создание методик, систем  развития детей и подростков

v      Творческое исследовательское общество (ТИО) как создание условий для самоопределения учащихся, развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей.

v      Создание новых сетевых форм учебной и внеучебной деятельности.

 Создание  пакета  учебных программ и методических рекомендаций по реализации подхода открытости к новому жизненному опыту в образовании.

 

2.      Совершенствование системы управления  школой

Направления

Мероприятия

Развитие внешних связей. Формирование единого образовательного пространства.

v Организация сотрудничества с учреждениями высшего образования, научными учреждениями по созданию развивающей среды:

o   заключение договора о творческом сотрудничестве с Южно-российским научно-образовательным центром «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи»;

o   организация работы областной экспериментальной площадки: «Соперничество в спорте, сотрудничество в жизни» (Приказ МО РО №80 от 22.01.09).

v Разработка активных методов и форм работы с родителями, создание и применение новых форм, таких как: деловые игры; педагогические гостиные и др.

v  Маркетинговые исследования  конкурентноспособности  ОУ на рынке образовательных услуг.

Формирование у педагогов мотивации к инновационной деятельности

v  Создание педагогических лабораторий: «Исследования»; «Методика самоопределения».

v Реализация горизонтальной системы профессионального сотрудничества.

v Развитие деятельности по созданию банка методических разработок и проведению научно-практических лабораторий учителей  «Креативность и ее развитие».

v Информатизация образовательной среды.

v  Разработка программ обучения  учителей инновационным технологиям педагогического сопровождения (тьюторство).

v Мониторинг корпоративной культуры персонала ОУ.

 

Расширение  источников финансирования, совершенствования МТБ

v Расширение самостоятельной финансово – хозяйственной деятельности, установление связей со спонсорами;

v   Оснащение учебных кабинетов наглядными, дидактическими пособиями, учебно-практическим оборудованием; школьной мебелью.

 

 

3.  Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса:

Направления

Мероприятия

Обеспечение сохранения  и укрепления здоровья обучающихся

v Мониторинг состояния здоровья  учащихся 1-11 класса.

v  Проведение профилактический медосмотров обучающихся.

v  Проведение профилактических бесед  с участием сотрудников учреждений здравоохранения.

v  Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил.

v  Расширение сети спортивных секций.

v  Регулярное проведение Дней здоровья, общешкольных походов.

v  Регулярное проведение спортивных соревнований, конкурсов на самый спортивный класс.

 

Обеспечение формирования здоровьесохраняющих традиций семьи

v Проведение лекций, родительских собраний, конференций, посвященных возрастным  особенностям обучающихся.

v  Проведения семейных спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья».

v Создание системы творческих семейных заданий.

 

Обеспечение здоровьесохраняющей  деятельности педагога

v Организация и проведение психологических семинаров-тренингов, семинаров личностного роста для педагогов.

v  Организация и проведение валеологического  всеобуча для педагогов.

v  Проведение профилактических медосмотров педагогов.

 

 

4.     Совершенствование воспитательной системы, повышение роли

 семьи в воспитательно-образовательном процессе:

Направления

Мероприятия

Формирование гуманной, креативной, самостоятельной, ответственной личности, толерантной к социальным сложностям

v Разработка  и осуществление следующих воспитательных программ:

-       «Азбука российской гражданственности»

-       «Быть человеком»;

-        «Труд и творчество»;

-        «Коэволюция человека и окружающей среды»;

-       «Диалог и продуктивное взаимодействие в мире».

v Разработка положений:

-        о проведении акции «Марафон добра»;

-        о проведении ролевой игры «Я – гражданин»;

-       о новой модели оценки интегрального результата образования.

v Разработка программы диагностики, с целью сбора информации о ценностных ориентирах  и нравственных  устоях учащихся.

 

Формирование нравственной саморегуляции поведения, направленной на приобретение в

будущем высокого

профессионализма, на успешную адаптацию, социализацию, интергацию в обществе.

 

v Разработка программы  психологических семинаров-практикумов  с учащимися 5-11 классов по формированию нравственной саморегуляции поведения.

v  Мониторинг разброса интересов учащихся.

v  Организация профориентационных мероприятий  с привлечением специалистов центра занятости.

v  Проведение информационной работы  с родителями выпускников.

v  Проведение экскурсий для учащихся на предприятия города.

v  участие в работе городских круглых столов, мастер - классах.

 

Развитие ученического самоуправления

v Разработка нормативно-правовой документации  ученического самоуправления, законотворческая деятельность УС.

v  Совершенствование коллективно-организаторской деятельности ученического актива.

v Разработка методических рекомендаций по работе ученического самоуправления.

 

Повышение профессионального мастерства классных руководителей

v Разработка нормативно-правовой документации:

-        кодекс классного руководителя;

-        положение о воспитательной системе класса;

-        положение о конкурсе на лучшую воспитательную систему класса;

-        положение  о конкурсе «Самый классный классный»;

-        положение  о поощрении классных руководителей и  учителей;

v Разработка программ обучения  классных руководителей         инновационным технологиям педагогического сопровождения.

v   Разработка  рекомендаций по организации совместной работы классных руководителей,  учителей-предметников, педагога-психолога по успешной адаптации, социализации интеграции в обществе выпускников МОУ.

v  Разработка диагностических материалов по изучению степени развития сотрудничества классного руководителя с классом: уровня взаимного доверия, степени включенности классного руководителя в дела класса, взаимодействия актива  и классного руководителя, степени включенности родителей  в дела класса.

 

 

Обучение  и консультирование родителей

v Формирование на базе методического объединения классных руководителей  творческой группы педагогов   с целью организации просветительской работы с родителями.

v  Разработка программы   проведения родительских собраний  с учетом возросшей  педагогической компетентности родителей.

 

 

Хостинг от uCoz